Татуировка прилагалась к человеку еще с первобытных времен, отражая его мировоззрение. Развитие общества, приведшее к объединению в племена, сделало татуировку объединяющим фактором, призванным показать принадлежность к одному из племен, и являющимся языком, состоящим из примитивных символов сакрально-магического значения. Дальнейшее развитие происходило и в эпоху тотемизма, когда племена делились по родам и имели определенного духа-предка, охраняющего род. Татуировка была незаменимым способом поведать об этом, и именно в этот период она переходит из категории массовой в элитарную. Теперь татуировались только военные вожди, жрецы и главы родов. Так продолжалось до середины средневековья. Дальнейшее развитие общества привело к тому, что татуироваться стали члены различных тайных обществ, кланов и рабочих союзов (союзы каменщиков, мясников и т.д.). Новая волна популярности татуировки связывается с развитием мореходства и пиратства. С открытием новых земель европейцы встретились с татуированным населением Америки, Полинезии и Новой Зеландии (нужно добавить, что орнаментально-тотемический стиль этих племен стоял на высоком уровне и сохранился до наших дней). Моряки и пираты разнесли татуировку по Старому Свету и способствовали открытию портовых студий. Следующая волна связана с западной экспансией на Восток (Индию, Китай и Японию). Это привело к популярности японо-китайского стиля татуировки, занимающего ведущие позиции до сих пор. В отличии от предыдущих стилей, восточный татуировочный стиль отражал местный фольклор и религиозно-мистические мотивы выполненные в своеобразной реалистической манере. В конце прошлого - начале этого века татуировка пользуется популярностью как в уголовной среде, так и в армейской. Открываются первые профессиональные студии в крупных городах (это связано с изменением техники нанесения татуировки, т.е. применение механических и электрических машинок). И если первые вернули татуировке ее первоначальное значение, то последние открыли новое направление в искусстве. Середина 60х связана с появлением так называемого "музыкального" стиля. Его пропагандировала молодежь, начиная музыкантами и заканчивая их поклонниками, накалывавшими себе татуировки связанные с джазом и рок-н-роллом. И если раньше практиковались одно-двухцветные (красно-черные) изображения, то 20ый век - это эпоха цветных татуировок. В это же время появляются первые авангардные мотивы, начиная от копирования картин до выполнения высокохудожественных портретов и репродукций с фотографий. Татуировка этого периода представляет собой особую, интересную в художественном смысле, веху, дошедшую до наших дней. В наши годы, вместе с расцветом этнических мотивов, появляются и новые направления, такие как "кибернетическое", представляющее собой модификацию человеческого тела и конечностей, например: зарисовки суставов механическими соединениями, орнаменты из микросхем, прочие космические и мистические мотивы навеянные 21ым веком и психотропными препаратами. На территории СНГ татуировка прошла все, за исключением периода морских открытий и военной экспансии, фазы развития. Археологический материал позволяет узнать о древней татуировке следующее: советскими археологами были найдены древнейшие в мире печатки для татуировки тела с ромбическо-ковровым орнаментом эпохи неолита, воспроизводящим естественный узор дентина мамонтова бивня, и статуэтки покрытые таким узором, кстати, элементы такого узора постоянно присутствуют в русской вышивке. Такой же орнамент и статуэтки им покрытые, а так же штампы-печати (пинтандеры), пригодные для татуировки, были найдены на территории проживания праславянских племен и датируются временем энеолита. Энеолитическая трипольская культура оставила после себя, помимо статуэток, многочисленную керамическую посуду, по которой можно судить о мировоззрении древних земледельцев и мотивах в их искусстве. Сходные с ними, но со своими особенностями, керамические вещи были найдены и в Средней Азии. Следующий этап связан с "великим переселением народов" и индоевропейскими скифами, о которых еще М.В.Ломоносов сказал, "что из всех прародителей народа русского, скифы не последними были". Дальнейший ход развития татуировки проследить трудно, и основные сведения о ней приходятся на азиатскую часть СНГ. Связаны они с хантами, мансями, удмуртами и жителями крайнего севера, о которых известно, что они были татуированы вплоть до начала нашего века. О мотивах и орнаментах в искусстве этих племен можно судить по сохранившимся до наших дней сказаниях, домашней утвари и одежде и по материалам исследователей антропологов и этнографов. Менее освещаемая, но более мощная уголовная стилистика татуировки сохранилась до наших дней и является конгломератом интернациональных символов и знаков наряду с четко выраженной религиозной тематикой. Эта стилистика является на данный момент возможно единственно понятным языком знаков на территории Содружества, тогда как о смысле этнических изображений можно только догадываться. Отдельный период в истории советской татуировки занимает время Великой Отечественной войны. Эти изображения можно классифицировать как памятные и патриотические, а также армейские (в основном морские). Следующий этап популярности татуировки приходится на конец 70х - начало 80х годов. Он связан с развитием молодежных движений футбольных болельщиков в крупных городах Союза. К середине 80х в Москве и Ленинграде появляются первые цветные декоративно-музыкальные образцы татуировок. Дальнейший взлет популярности идет параллельно с развитием субкультуры и молодежными неформальными движениями, приведших к массовой популярности татуировки уже к середине 90х годов. И вот, когда татуировка популярна, оказывается что в арсенале татуировщика имеется армейский, уголовный и музыкальный стиль плюс фантазия, а остальное либо глупо, либо не нужно. Кажется, что порой стоит задумываться над тем, какие дизайны культивировать, а какие нет. Прозападная ориентация привела к жалкому подражанию, тогда как "под рукой" есть материал, позволяющий разработать новейшие дизайны и направления в области боди-арта на базе скифских орнаментов и славянского фольклора с элементами национальной стилизации. Вот собственно и вся история развития татуировки в человеческом обществе, отражающая поэтапное его развитие. «ПорталLgUa»
|